КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ТРЕХСТУПЕНЧАТЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ОХРАНЕ ТРУДА?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ТРЕХСТУПЕНЧАТЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ОХРАНЕ ТРУДА?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Предупредительные талоны по охране труда РЖД – это карточки, применяемые для учета нарушений норм охраны труда. Все работники предприятия должны соблюдать правила ОТ. Об этом четко говорится в действующих нормативно-правовых актах.

Что нужно для внедрения трехступенчатого контроля?

Основное условие для организации трехступенчатого контроля – это наличие профсоюза или другого представительного органа работников в организации. От председателя профсоюза многое зависит в вопросах охраны труда. Он должен организовать общественный контроль, руководить работой уполномоченных по охране труда, вести переговоры с руководителем организации.

Также необходимо будет сформировать комитет по охране труда, который займется организацией совместных действий работодателя и работников в этой области. Комитет выполняет следующие обязанности:

  • организует проверку состояния условий и охраны труда на рабочих местах;
  • информирует работников о результатах этих проверок;
  • собирает предложения к разделу коллективного договора об охране труда.

Комплексная система оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П)

КСОТ — это многоступенчатый контроль за состоянием охраны труда в подразделении, который определяет факторы рисков, управление факторами рисков и создания безопасных условий труда.

Целями и задачами КСОТ является:
вовлечение непосредственных исполнителей работ к управлению ОТ;
выработка у работников поведенческих навыков выявления факторов, которые могут привести к травмам;
предупреждение случаев производственного травматизма и проф. заболеваний с последующим анализом полученной информации, оценкой факторов рисков и выработкой мер по устранению выявленных нарушений;
ведение визуального контроля за состоянием ОТ (визуализация состояния охраны труда в подразделении);
формирование прозрачной системы самоаудита по вопросам создания безопасных условий труда в структурных подразделениях с балльной оценкой по каждому критерию;
оценка факторов рисков и несоответствий (нарушений) в области ОТ на рабочих местах и выработка мероприятий по их минимизации.

Порядок проведения КСОТ-П. 1. Ежесменный контроль по КСОТ-П проводит непосредственный руководитель работ (1 уровень контроля). Выявленные замечания заносятся в ведомость несоответствий (руководителями смены, а так же любым работником смены). По окончанию смены непосредственный руководитель работ закрашивает ячейку в бланке визуализации «КСОТ-П» соответствующим цветом согласно Перечню несоответствий. Бланк «КСОТ-П» может закрашиваться красным (ОПАСНОСТЬ), оранжевым (ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ), желтым (ВНИМАНИЕ), синим (МИКРОТРАВМЫ) или зеленым цветом (ОТСУТСТВИЕ НАРУШЕНИЙ), соответствующим выявленному замечанию.

Какими документами регулируется охрана труда на ЖД транспорте?

Название документа Дата На кого распространяются правила
Отраслевые правила по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта (ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02) 20.11.2002 работники федерального ЖД транспорта, обслуживающие пассажиров, готовящие пассажирские вагоны в рейс, включая ремонт и техническое обслуживание
Правила по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте кранов на железнодорожном ходу (ПОТ РЖД-4100612-ЦТ-113-2017) 01.01.2018 работники, выполняющие техобслуживание и текущий ремонт кранов на ЖД-ходу филиалов и структурных подразделений ОАО «РЖД»
Правила по охране труда в хозяйстве перевозок ОАО «РЖД» (ПОТ РЖД-4100612-ЦД-039-2013) 01.06.2013 работники хозяйства перевозок Центральной дирекции управления движением — филиала ОАО «РЖД»
Правила по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте моторвагонного подвижного состава ОАО «РЖД» (ПОТ РЖД-4100612-ЦДМВ-033-2014) 01.06.2014 работники моторвагонных депо, занятых выполнением работ по ТО и ТР МВПС, за исключением ТО-1
Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте устройств сигнализации, централизации и блокировки в ОАО «РЖД» (ПОТ РЖД-4100612-ЦШ-074-2015) 01.06.2014 работники, занятые техническим обслуживанием и ремонтом устройств сигнализации, централизации и блокировки, средств автоматического контроля технического состояния ЖД-составов
Правила по охране труда для работников восстановительных поездов ОАО «РЖД» (ПОТ РЖД-4100612-ЦРБ-090-2016) 01.01.2017 работники, занятые на аварийно-восстановительных работах (ликвидация последствий транспортных происшествий, связанных со сходами с рельсов подвижного состава, чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера на железной дороге)
Правила по охране труда при эксплуатации локомотивов ОАО «РЖД» (ПОТ РЖД-4100612-ЦТ-103-2017) 01.11.2017 работники, занятые эксплуатацией и техническим обслуживанием локомотивов ОАО «РЖД»
Правила по охране труда при техническом обслуживании и текущем ремонте локомотивов ОАО «РЖД» (ПОТ РЖД-4100612-ЦТР-034-2012) 01.04.2013 работники ремонтных локомотивных депо, занятых выполнением работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту локомотивов, выполняемых в депо и пунктах технического обслуживания локомотивов ОАО «РЖД», за исключением ТО-1
Правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов (ПОТ РЖД-4100612-ЦДИ-128-2018) 16.11.2018 работники, занятые при техническом обслуживании и ремонте грузовых вагонов в структурных подразделениях ОАО «РЖД»
Читайте также:  Калькулятор для расчёта отпускных

Комплексная система оценки состояния охраны труда в ОАО «РЖД»

Пилотная работа включала в себя как работу на центральном уровне (проведение совещаний рабочий группы, выездные проверки, телефонные анкетирования), так и на региональном (проведение выездных совещаний с работниками, ежедневное ведение КСОТ-П в пилотных предприятиях, проведение ежемесячных и квартальных аудитов). В октябре того же года состоялось подведение итогов пилотного проекта и с 2014 года началась работа по внедрению КСОТ-П во все структурные подразделения вагонного хозяйства. О том, что такое КСОТ-П и как это работает – наш сегодняшний материал.

КСОТ-П заключается в систематическом контроле за состоянием охраны труда в производственном и в структурном подразделении с целью функционирования и совершенствования системы управления охраной труда, создания безопасных условий непосредственно на рабочих местах и обеспечения санитарно-бытовых условий.

Целями КСОТ-П являются:

Основные задачи КСОТ-П:

По КСОТ-П устанавливается трехуровневая система контроля: ежедневная (ежесменная), ежемесячная, ежеквартальная.

Журнал трехступенчатого контроля по охране труда

Чтобы внедрить на предприятии трехступенчатую систему контроля по охране труда, необходимо подготовить нормативную документацию, в которую входит:

  • приказ по предприятию о внедрении данной системы;
  • журнал 1 и 2 ступеней;
  • соответствующее положение;
  • акт о результатах проверки комиссией на 3 ступени.

Журнал необходимо правильно заполнить. Для этого нужно указать в нём следующие сведения:

  • дату проведения проверки;
  • подробное описание нарушений, если они будут выявлены;
  • конкретные сроки ликвидации обнаруженных нарушений;
  • ФИО всех проверяющих, а также их подписи.

Первая ступень контроля:

В зависимости от специфики предприятия, организации, структуры и масштабов его подразделений трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда производится:

На первой ступени — на участке, (классы, мастерские, полигоны, спортзалы, кабинеты, и др. (далее — участок));
Первая ступень контроля – ежесменная или ежедневная проверка состояния безопасности рабочих мест линейными инженерно-техническими работниками: мастерами, механиками, энергетиками, руководителями структурных подразделений низшего звена и уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда профсоюза или трудового коллектива (постановление Минтруда России «Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» от 8 апреля 1994 г. № 30).

В ходе проверок первой ступени контролируется:

• выполнение мероприятий по устранению нарушений, выявленных в ходе предыдущих проверок;
• освещенность, микроклимат на рабочих местах;
• чистота прилегающей территории;
• исправность рабочего инструмента и оснастки;
• состояние соответствия требованиям правил пожарной и электробезопасности; санитарно – гигиенических норм;
• безопасность учебного или технологического оборудования, грузоподъемных и транспортных средств;
• отсутствие захламленности рабочих мест и проходов к ним;
• наличие на рабочих местах медицинских аптечек, противопожарного инвентаря;
• наличие и правильность использования работниками средств индивидуальной защиты;
• отсутствие опасных производственных факторов, способных нанести вред здоровью работников;
• соблюдение работниками требований инструкций по охране труда и технике безопасности;
• наличие у работников удостоверений по охране труда и технике безопасности;
• состояние и правильность организации рабочих мест (расположение и наличие необходимого инструмента, приспособлений, заготовок и др.);
• соблюдение работниками правил электробезопасности при работе на электроустановках и электроинструментах;
• исправность приточной и вытяжной вентиляции, пылеулавливающих устройств;

После проверки лицо контроля делает записи в журнале установленной формы, где указывает все выявленные нарушения и замечания по эксплуатации оборудования. Журнал контроля по охране труда хранится у того, кто проверяет. Важным моментом является проработка со всеми работниками выявленных нарушений, с тем чтобы не допустить их повторения.

Устранение выявленных нарушений, как правило, должно проводиться незамедлительно под непосредственным надзором руководителя участка. Если недостатки, выявленные проверкой не могут быть устранены силами участка, то его руководитель должен по окончании осмотра доложить об этом вышестоящему руководителю для принятия соответствующих мер.

Нормативное регулирование и документы

Создание безопасных условий труда, системы охраны труда в организации – одна из основных обязанностей работодателя (ТК РФ, ст. 212). Эта же мысль содержится и в Положении о СУОТ (Пр. №438н от 19/08/16, издан Минтрудом). При разработке отдельного положения о трехступенчатом контроле, входящего в общую систему локальных актов по ОТ организации, используются также отраслевые, ведомственные нормативные документы, такие как уже упомянутый Приказ №336н в строительстве, Приказ №237 МПТР.

Положение о трехступенчатом контроле базируется на указанных документах и содержит информацию:

  • о распределении ответственности;
  • об организации контрольных мероприятий;
  • об образцах локальной документации в сфере контроля.

Организация 3-ступенчатого контроля сопровождается изданием соответствующего приказа по предприятию, с утверждением полномочий спецкомиссии по ОТ. Кроме того, необходимо утвердить образец контрольного журнала и образец акта, которым будут оформляться заключения комиссии на третьей ступени контроля.

III. Требования охраны труда во время работы

3.1. Требования охраны труда при производстве маневровых работ.

3.1.1. Маневровому машинисту (локомотивной бригаде) запрещается приводить в движение локомотив, не зная плана предстоящей работы и без получения сигнала или указания от руководителя маневров. Подаваемые сигналы и команды маневровый машинист обязан повторять. Если машинист не уверен в правильности восприятия сигнала или команды, он должен остановиться и выяснить обстановку у руководителя маневров.

Читайте также:  Объединение ПФР и ФСС с 2023 года

3.1.2. При выполнении маневровых передвижений двух и более локомотивов в одном районе эксплуатационного депо, последовательность маневровых передвижений определяет дежурный по эксплуатационному депо (или лицо, установленное местной инструкцией).

При выполнении маневровой работы в эксплуатационном депо двумя маневровыми машинистами (локомотивными бригадами) руководителем работ является машинист ведущего локомотива. Запрещается приводить в движение локомотивы без подтверждения машинистом хвостового локомотива команд, подаваемых машинистом ведущего локомотива.

3.1.3. Управление локомотивом в одно лицо разрешается производить только из первой кабины по ходу движения.

3.1.4. Запрещается вмешиваться в производство маневровой работы другим работникам локомотивных депо и работникам смежных служб.

3.1.5. При принятии недействующих локомотивов, других подвижных единиц из ремонта, отстоя, запаса и пр. для перестановки их на другие пути маневровый машинист (локомотивная бригада) обязан(а) производить маневровые передвижения при условии включения тормозной магистрали и исправном действии автоматического тормоза последней единицы, находящейся со стороны уклона. В противном случае — маневровые передвижения запрещены.

3.1.6. Перестановку неработающих локомотивов в количестве 5-ти единиц без взятия тягового подвижного состава на воздух необходимо производить в два лица, при условии нахождения маневровых машинистов в кабине локомотива в голове и в хвосте сплотки с включенными тормозами.

3.1.7. Локомотивы, к которым для соединения подходит другой локомотив, должны быть заторможены.

3.1.8. При маневровых передвижениях на станционных и тракционных путях депо, ПТОЛ в темное время суток на локомотиве должны быть включены впереди и сзади, со стороны пульта управления локомотивом, буферные фонари.

3.1.9. Ввод (вывод) локомотивов в депо, ПТОЛ должен производиться по приказу (заданию) дежурного по эксплуатационному депо при личном присутствии мастера (бригадира) ремонтного депо (ПТОЛ).

При отсутствии мастера (бригадира) ремонтного депо (ПТОЛ) постановка на смотровую канаву и вывод из цехов локомотивов запрещается.

3.1.10. Ввод тепловоза в депо, ПТОЛ и его вывод должны производиться при неработающем дизеле с питанием тяговых электродвигателей тепловоза от постороннего источника пониженного напряжения или при помощи другого тепловоза с прикрытием из железнодорожных платформ, крытых вагонов, полувагонов, тепловоза (секции тепловоза) с заглушенным дизелем, не позволяющих тепловозу с работающим дизелем заходить в цех депо, ПТОЛ.

Ввод электровоза в депо, ПТОЛ и их вывод должны производиться маневровым локомотивом (без захода маневрового тепловоза в цех депо, ПТОЛ) или с питанием тяговых электродвигателей электровоза от постороннего источника.

3.1.11. Перед вводом (выводом) локомотива в депо, ПТОЛ локомотивная бригада совместно с мастером (бригадиром) обязаны лично убедиться в том, что:

створки (шторы) ворот цеха (стойла) полностью открыты и надежно закреплены;

выдвижные консоли (пиноли) домкратов убраны;

проемы технологических площадок (смотровых эстакад) перекрыты съемными ограждениями с табличками «Не входить»;

на подножках, площадках, лестницах, крыше, в машинном (дизельном) помещении локомотива, на смотровой эстакаде (технологической площадке), в смотровой канаве и рядом с ней отсутствуют люди, оборудование, инструмент, нарушающие габарит;

секции локомотива правильно сцеплены;

из-под колесных пар убраны тормозные башмаки, а на рельсах нет предметов, препятствующих движению.

Открытие и закрытие ворот ремонтных цехов (ПТОЛ) производится работниками ремонтного депо при личном присутствии мастера (бригадира) ремонтного депо.

3.1.12. Скорость передвижения локомотива, при вводе (выводе) в стойло или на открытую позицию не должна превышать 3 км/ч. Запрещается передвижение локомотива толчками.

3.1.13. При вводе (выводе) локомотива в депо, ПТОЛ, поворотный круг запрещается высовываться за пределы поворотного ветрового стекла локомотива (эркера). Наблюдение за отсутствием препятствий на пути движения локомотива и правильностью установки поворотного круга локомотивная бригада должна вести через лобовые стекла кабины машиниста (будки паровоза).

При нахождении локомотива на поворотном круге запрещается сходить с локомотива, подниматься на его крышу, тендер паровоза.

3.1.14. Ввод электровозов, тепловозов в стойла депо, ПТОЛ, имеющие контактную сеть, должен производиться по зеленому огню светофора наружной сигнализации железнодорожного пути стойла.

Подача и снятие напряжения с контактной подвески железнодорожного пути депо, ПТОЛ, а также подключение электровоза, тепловоза к постороннему источнику питания и их отключение производится оперативно-ремонтным персоналом, допущенными к подаче и снятию напряжения приказом (распоряжением) по депо.

Непосредственно перед подачей напряжения в контактную сеть стойла или на электровоз, тепловоз (от постороннего источника питания) работником, ответственным за снятие и подачу напряжения, должен подаваться звуковой сигнал и оповещение по громкоговорящей связи.

3.1.15. На электровозах, работающих по системе многих единиц с телемеханическим управлением (далее — система СМЕТ), дополнительно к требованиям пункта 3.1.14 настоящей Инструкции необходимо соблюдать следующие требования безопасности:

ключ стойки аппаратуры должен находиться у машиниста электровоза;

перед соединением и разъединением электровозов машинист должен отключить вспомогательные машины, выключить быстродействующий или главный выключатели, опустить токоприемники и после этого дать команду готовности помощнику машиниста;

соединение и разъединение электровозов на путях депо, ПТОЛ и станционных путях должны производиться помощником машиниста с разрешения машиниста.

Соединение электровозов необходимо производить в следующем порядке:

вначале соединить рукава тормозных и напорных магистралей, затем кабель аппаратуры СМЕТ вставить в розетку приемника ведомого электровоза. Разъединение производить в обратном порядке;

Читайте также:  Перерегистрация авто в ЛНР в 2023 году

кабель аппаратуры СМЕТ после разъединения электровозов вставить в специальный холостой приемник, установленный на лобовой части локомотива, с обязательной фиксацией кабеля.

При объединении электровозов по системе многих единиц помощник машиниста осматривает стойку аппаратуры на ведомом электровозе, закрывает его кабины и передает ключи машинисту.

3.1.16. При вводе (выводе) электровоза, тепловоза в депо от постороннего источника питания их остановка должна производиться с помощью вспомогательного тормоза. Применение в данном случае ручных тормозов и тормозных башмаков для остановки электровоза, тепловоза недопустимо.

При питании тяговых электродвигателей электровоза, тепловоза от постороннего источника питания питающие кабели после ввода (вывода) в депо, ПТОЛ должны быть отсоединены от локомотива.

3.1.17. После ввода локомотива в депо, ПТОЛ необходимо привести в действие ручной тормоз, под его колесные пары (с внутренней стороны двухосной тележки или с двух сторон колеса средней колесной пары трехосной тележки) подложить тормозные башмаки. Запрещается закрепление локомотива деревянными клиньями и прочими предметами.

3.1.18. Если ввод электровоза в депо, ПТОЛ производился своим ходом, машинист после ввода должен опустить токоприемники электровоза, после чего персонал ремонтного депо должен снять напряжение с контактного провода ремонтного (смотрового) пути, на котором установлен электровоз.

3.1.19. Запрещается установка на ремонтный (смотровой) путь депо, ПТОЛ многосекционных электровозов, тепловозов, если хотя бы одна из секций локомотива выходит за границу нейтральной вставки контактного провода ремонтного (смотрового) пути депо, ПТОЛ. Секции таких локомотивов должны быть разъединены и установлены на два пути.

Тендер: Выполнение работ по теме: Разработка Методических рекомендаций по Комплексной системе оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П) (12. 189)

Мы получили Ваши данные для регистрации и свяжемся с Вами в ближайшее рабочее время.

Если в прошлый раз Вы случайно указали неверные контактные данные, по которым менеджер не сможет с Вами связаться, заполните форму регистрации в 1 клик повторно

проводит руководитель производственного подразделения не реже одного раза в месяц с охватом всех рабочих мест (участков). При расположении рабочих мест (участков) друг от друга на значительном расстоянии вторую ступень контроля можно проводить в течение нескольких дней.

Нормативное регулирование и документы

Создание безопасных условий труда, системы охраны труда в организации – одна из основных обязанностей работодателя (ТК РФ, ст. 212). Эта же мысль содержится и в Положении о СУОТ (Пр. №438н от 19/08/16, издан Минтрудом). При разработке отдельного положения о трехступенчатом контроле, входящего в общую систему локальных актов по ОТ организации, используются также отраслевые, ведомственные нормативные документы, такие как уже упомянутый Приказ №336н в строительстве, Приказ №237 МПТР.

Положение о трехступенчатом контроле базируется на указанных документах и содержит информацию:

  • о распределении ответственности;
  • об организации контрольных мероприятий;
  • об образцах локальной документации в сфере контроля.

Организация 3-ступенчатого контроля сопровождается изданием соответствующего приказа по предприятию, с утверждением полномочий спецкомиссии по ОТ. Кроме того, необходимо утвердить образец контрольного журнала и образец акта, которым будут оформляться заключения комиссии на третьей ступени контроля.

2-я ступень проводится руководителем подразделения. В его качестве может выступать, например, начальник цеха, участка, старший мастер и т.д.

Контроль проводится не менее 1 раза в месяц. Привлекаются к участию лица, уполномоченные по охране труда.

На втором этапе проверяются:

  • реализация мероприятий, запланированных по результатам проверок предыдущих ступеней контроля;
  • осуществление мероприятий по итогам расследования несчастных случаев;
  • работоспособность транспортных средств, оборудования;
  • освещённость рабочих мест;
  • наличие информационных стендов и знаков безопасности;
  • качество и своевременность проведения технической учёбы и инструктажей;
  • исправность электрооборудования и вентиляционных устройств;
  • санитарное состояние цехов и бытовых помещений.

Время проведения проверок по КСОТ-П

На РЖД, как и на любом предприятии, имеется КСОТ-П по охране работников при выполнении ими своих обязанностей.

Проводимые проверки могут быть:

  • ежедневными;
  • ежемесячными;
  • ежеквартальными.

По видам такой контроль бывает:

  • оперативным, который проводят руководители и другие ответственные за работу должностные лица;
  • трехступенчатым — административно-общественным;
  • проводимым комиссией по охране труда.

По объектам наблюдения контроль в сфере охраны труда может включать:

  • соблюдение сотрудниками законов и других принятых актов, регулирующих охрану труда в РФ, субъекта страны, принятого коллективного договора и документов, разрабатываемых в самой организации;
  • обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а так же умение ими пользоваться;
  • проведение независимых расследований аварийных ситуаций и несчастных случаев, возникающих на производстве;
  • выполнение программам и планов, направленных на улучшение условий и охрану труда, мероприятий указанных в коллективном договоре по данным вопросам, устранение причин несчастного случая, выполнение требований Государственного контроля и надзора по охране труда, другие шаги, направленные на увеличение безопасности труда работников;
  • наличие на каждом объекте инструкций по охране труда, принятых по перечню профессий и видам работ;
  • проведение оценки производственных условий, наличие сертификата;
  • проведение необходимых испытаний и проверка состояния оборудования, машин и механизмов соответствующими техническими службами;


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *